Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
03.05.2024, 18:07
МИР ПСИХОЛОГИИ И НЕ ТОЛЬКО....Хочу знать больше. Хочу больше понимать.  Делиться с другими знаниями и чувствовать обратную связь. Именно с этой целью создаю сайт.  Психология для всех понимающих и интересующихся. Для студентов. Для начинающих психологов. Для тех кому просто интересно.
Главная 4 часть Регистрация Вход
МЕНЮ САЙТА

МИНИ -ЧАТ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сны о смерти

Возможно, прискорбно постоянно помнить, что всем нам суждено умереть. Но, чтобы «освободить место» для новых взглядов, мы должны избавиться от старых. Мы постоянно подвергаемся процессу трансформации, не замечая этого. Взять хотя бы такой пример: ежечасно наша старая кожа отмирает, и на ее месте появляется новая. Из этого следует, что смерть надо воспринимать как процесс трансформации, и сигнал о смерти кого-либо во сне не стоит воспринимать с тревогой и паникой (кроме тех случаев, когда сны вещие).

У одной из моих пациенток, Кэрол, был очень короткий сон, который в реальности обернулся очень длинным.

— Я в числе других людей несу гроб с мертвецом, — рассказывала она. — Мы пробираемся сквозь толпу народа.

На прошлой неделе, разговаривая со мной, Кэрол отметила, что ощущает в себе отчаянного «вояку». Очевидно, по этой причине ее психика сфокусировалась на мужской энергии. Я спросила, на каком плече несла Кэрол гроб: оказалось — на правом (мужском).

Когда мы применили контролируемый образ к разгадке сна, Кэрол сказала, что испытала огромное облегчение, пробравшись с гробом сквозь толпу. Тогда она решила заглянуть в гроб, чтобы выяснить, кто же покойник. Кэрол удивилась, что он вовсе не старик, как она подумала вначале, и что он скрючился внутри гроба. Тут она вспомнила еще один сон: как она была в доме своего бывшего мужа, и там было много людей. Человек, похожий на покойника (теперь она поняла это), начал злиться на присутствовавших и плескать им в глаза нечто вроде кислоты. Его поймали, связали и привязали к столбу в скрюченной позе. Кэрол подошла и спросила у него, зачем он это сделал. Он ответил, что был зол, так как люди «не замечали» его, а ему было необходимо внимание. Тогда Кэрол развязала его и помогла ему подняться.

После анализа сновидений Кэрол объяснила, что человек, скрючившийся в гробу, это ее собственная созидательная энергия. В детстве она с родителями жила на острове в Греции, и жизнь была связана с природой, свободной и инстинктивной. Она уже стала расцветать как девушка и интересоваться мальчиками, но родители решили, что это непозволительно для ее возраста. В возрасте четырнадцати лет ее увезли в Германию. Там она ощущала себя запертой в душном и темном «гробу» по сравнению со свободной, вольной жизнью в Греции. Семья Кэрол была строгая, с религиозными предрассудками и строгими моральными правилами; она подавляла свободолюбивый дух Кэрол. Девушка стала ощущать себя «толстой, безобразной и ни на что негодной».

Большая часть ее энергии находилась под спудом, и теперь она символизировалась образом разозленного человека, которого «не замечают» и который плескает кислоту в глаза окружающим. Он мстил им за невнимание к себе, а скрюченная поза — это символ того, как чувствовала себя Кэрол под гнетом правил и запретов.

В сексуальной связи Кэрол постигла неудача: по ее мнению, партнер не подходил ей эмоционально. Она обратила свою досаду и гнев на себя и стала самокритичной, ощущая себя человеком «второго сорта».

Кэрол нуждалась в том, чтобы прийти в согласие со своей необузданной энергией. Она всегда привлекала мужчин, которые были амбициозны и увлечены работой, хотя у нее самой было впечатление, что она в жизни «ничего не добилась».

Высвободив своего внутреннего «покойника», она дала самой себе «разрешение» на свободу проявлений и тем самым «оживила» прежнюю Кэрол. Она говорила мне, что любит шум, свободу и движение, и нашла себя в танце, актерской профессии и иных формах самовыражения. Может быть, это явилось для нее настоящим «воскрешением» из мертвых.

Смерть, таким образом, часто символизирует необходимость высвобождения какой-то энергии, реализации наших сил. Внутренне развитие и рост всегда пугают, потому что мы не знаем, что именно придет на место «нас прежних». Будет ли это лучше? Боязнь нового заставляет нас паниковать, и эта паника выражается порой сном о том, что кто-то из наших близких умер. Но мы должны осторожно подходить к характеристикам и поведению «покойного», чтобы понять, что же именно нас «просят» осознать.

Женщина, по имени Рейчел, видела следующий сон:

— Моя младшая сестра, Шейла, умирала у меня на глазах. Она не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Шейла еще не умерла, но я уже плакала над ней. Она уже отходила, но сказала, что вернется и попрощается со мной.

Рейчел сказала, что, хотя ее сестра так же впечатлительна, как она сама, Шейла более земное существо. По сути, Шейла представляла собой ту часть натуры Рейчел, что была более закрепощена и контролируема (неподвижность Шейлы во сне). И Рейчел боялась, что эта сторона в ней исчезнет, тогда как другая, авантюрная, возьмет вверх (боязнь нового).

Мы начали говорить о раздвоении ее личности. Рейчел назвала своего внутреннего контролера Занудой, который вечно «ноет, смотрит на часы и ахает». Сестра Рейчел, Шейла, вовсе не включала в себя все эти качества, но психика подсказала ей наиболее подходящий образ из ее близких. Поскольку Зануда был частью личности Рейчел, значит, частью ей небезразличной, необходимо было создать символ оплакиваемый, любимый.

Мы решили использовать гештальт-метод для лечения душевной раны, нанесенной этим раздвоением личности.

Зануда вступил в диалог с Душечкой, и, проинтегрировав обе стороны, она нашла лучшую и третью вариацию, которая могла содержаться в балансе и в то же время позволять двигаться вперед. Тот факт, что сестра, умирая, пообещала прийти попрощаться, говорит о том, что Рейчел давалось для трансформации немало времени и, возможно, не один шанс.

Бывает, что символом смерти «помечаются» аспекты нашей природы, которые мы должны спасти от небытия; иногда смерть в сновидении означает, что мы считаем себя в каком-то плане недостойными людьми. Надо, однако, четко отличать эти случаи.

Элен рассказывает:

— Я собиралась умереть. Мать готовилась к похоронам. Она припасала еду на поминки и покупала цветы. Я сказала: «Я не хочу умирать». Но мать возразила: «Ты должна, ведь у меня все готово».

Сон иллюстрирует растущее самосознание Элен в ее противостоянии матери. Она рассказала, что мать доминирует в их семье. Она уделяет внимание лишь материальному, и сейчас Элен вполне поняла, что это лишило ее общения со своим внутренним миром, с областью чувств, инстинктов и интуиции. Из-за этого она не смогла стать актрисой. В браке Элен также выбрала неудачного партнера: он ограничивал ее чувства, подавлял желания, не понимал ее стремление осознать себя посредством психотерапии.

Во сне Элен приняла решение умереть, покончить с реальной жизнью. Как и ее мать, она жила как бы автоматически: делала что-то по привычке, не придавая этому смысла. Затем, по какой-то причине, она передумала умирать. Этот ее импульс, то есть своеволие, немедленно вызвало отпор матери — ее контролера. Когда Элен вновь вошла в сновидение, ее охватило возмущение отказом матери в ее собственном праве на жизнь. «Я — дороже, чем еда и цветы!» — закричала она матери и вдруг поняла мотивировку матери: та всегда больше озабочена тем, как она выглядит в глазах других, нежели в глазах дочери.

Как только Элен начала спрашивать, что бы она хотела от себя и для себя, она преисполнилась воли изменить обстоятельства своей жизни. Она в большей степени стала использовать воображение в своей работе; вскоре она встретила партнера, с которым могла поделиться чувствами. Мать, конечно, не понимала и не одобряла ее. Но Элен была тверда.

Сон Элен, конечно, имеет больше общего с «ломкой», чем с «высвобождением». И Элен поняла, что ломка — это еще не разрешение проблем. Ей нужно было научиться жить по своим принципам. Таким образом, смерть явилась символом нового подхода к жизни и «пробуждения» Элен.

Смерть — символ трансформации и изменения. Когда закрывается одна дверь, нужно открыть другую; но перед этим необходимо убрать с дороги все помехи для продвижения вперед.

Рекомендации

1. Чтобы «освободить место» для нового, мы должны избавиться от отживших взглядов, ценностей и норм.

2. Смерть — символ изменений и в сновидении не должна восприниматься буквально.

3. Выясните, что этот человек (существо) значил для вас, и выявите, какой аспект вашей внутренней жизни нуждается в изменении.

4. Смерть одного цикла (измерения) жизни всегда означает рождение нового. Из-за неясности, что же принесет новый цикл, мы можем пугаться изменений, но не принять их мы не можем. Если мы желаем идти вперед, мы должны быть готовы к росту.

5. Смерть — то вызов. Мы должны отличать: когда нас убеждают отказаться и когда нас убеждают сдать свои позиции. Иногда нам снится, что мы проснулись и решили дать отпор. Это может придать воодушевления в борьбе с отжившим.

Работа группы по изучению снов

В давние времена сны разделяли с членами семьи или племени. Сны считались священной ипостасью, и им посвящались храмы; в храмах же сны «инкубировались»; сны пересказывали шаманам, жрецам и гуру. Считалось, что сновидения не только лечат как сновидца, так и членов семьи и племени, но и дают информацию для всех членов клана, к которому принадлежит сновидец.

Рассказать сон — значит установить связь со своим внутренним миром. Над снами можно работать в одиночку, хотя разгадать «шифр» нашего подсознания в таком случае нелегко. Символы одних снов как бы «лежат на поверхности», другие прячут истинную информацию из-за того, что мы в действительности не желаем знать ее. В таком случае нам необходим объективный наблюдатель — как зеркало, отражающее наши аспекты, которые мы в самих себе отрицаем. Та информация, которой мы не даем хода, вовсе не обязательно должна быть неприятной или угрожающей. Иногда мы активнее всего сопротивляемся позитивным изменениям, которые внесут удовольствие и радость в нашу жизнь. Иногда мы настолько закоснели в привычном душевном ли, эмоциональном ли неблагополучии, что не желаем его менять по причине привычности. Новое всегда воспринимается в штыки.

Разделяя с партнером сновидение, член семьи или друг может испытать чувства дружбы, доверия, духовной близости. Но не всегда близкий человек настроен «на одну волну» с нами.

Поэтому, если вы не нашли заинтересованного, доверенного слушателя и наблюдателя ваших сновидений, присоединяйтесь к группе по изучению снов.

В идеале группа должна содержать совсем небольшое количество членов. Я бы рекомендовала для группы, собирающейся на два-три часа днем либо вечером, численность не более восьми человек. В такой группе ни одному не придется ждать более двух занятий, чтобы его сон был обсужден. Периодичность работы группы должна быть согласована на предварительном собрании. Вы можете, к примеру, собираться через две недели, а затем подвести итоги работы и обсудить, всех ли удовлетворяет такая частота обсуждений.

Поделиться с кем-то своим сокровенным — достаточно мучительно. Вполне естественно опасаться, что другие осудят нас; поэтому мы должны доверять друг другу, работая в группе, и всегда помнить о незащищенности и зависимости от других человека, вверяющего нам самое тайное своей души. Надо сразу же определиться с целями и задачами группы: все ее члены должны высказывать предположения, делать наблюдения, выявлять ассоциации и ставить новые вопросы, но ни в коем случае не судить друг друга и не навешивать ярлыки. Никто не должен предоставлять для обсуждения сон против воли. Сновидец не должен ощущать никакого давления со стороны членов группы. Информацию, выявленную из сновидений, следует сохранять в тайне.

Необходимо также не растрачивать впустую время на разговоры. Целесообразно поэтому назначить руководителя, который направлял бы обсуждение и переходил к следующей стадии. Следует подумать и о регламенте.

Ульман, разочарованный интерпретацией сновидений по фрейдистским канонам, попытался поставить эксперимент в работе с группой. Сознавая, что сон — «спусковой механизм» подавленной эмоциональной энергии, он пытался найти метод раскрытия снов, который не смущал бы рассказчика, и нашел суть такого метода в том, что рассказчик сна доносит материал в виде фильма и комментирует его, одновременно получая незамеченную ранее, но ценную информацию. Подобный метод не вынуждает рассказчика обнажать глубины своей психики перед слушателями, если он не хочет делать этого, а как бы предлагает свои прочтения абстрактной картины.

Здесь существуют три этапа (Внимание: руководитель группы или ее член могут предложить свои разработанные регламенты).

Стадия № 1

1. «Спикер» спрашивает, кто в группе хочет начать анализ своего сна, предпочтительно не слишком длинного, чтобы еще два-три члена группы могли обсудить свои сны. Желательно предлагать для обсуждения недавние сновидения.

2. Когда выбран сон и сновидец, последний зачитывает сон, а слушатели делают пометки. Все замечания, критика и поправки самого сновидца также принимаются во внимание, потому что в них может содержаться ключ к символам.

3. Когда зачитывание сновидения закончено, члены группы задают вопросы и уточняют детали. На этой стадии интерпретация не допускается.

Стадия № 2

1. Теперь сновидец может расслабиться, а слушатели делают комментарии.

2. Каждого члена группы опрашивают: представив, что этот сон — его собственный, он должен рассказать, что думает и чувствует.

Это очень субъективный опрос, поэтому не следует делать никаких объективных замечаний по поводу сна.

3. Теперь слушателям разрешают сделать свои собственные выводы и использовать ассоциации по сновидению. Неважно, если некоторые из этих ассоциаций совершенно «не подходят» к сновидцу. Сновидец выбирает из их массы подходящие для себя. Но это еще не стадия интерпретации.

Стадия № 3

1. Сновидцу задают вопросы об обстоятельствах его жизни.

2. Его просят описать собственные чувства, поделиться идеями по поводу сна и связать их с событиями его жизни.

3. На этом этапе группа задает сновидцу новые вопросы, отыскивая новые ответы на непонятное. Однако на сновидца не должно оказываться никакого давления.

4. Сновидец выбирает из потока ассоциаций свои собственные или подходящие ему и обнародует их. Надо иметь в виду, что нельзя принимать ассоциации из чужой практики за свои.

5. Руководитель должен знать, на какой стадии остановить обсуждение, если увидит, что сновидец набрал уже достаточное количество информации для приватного анализа ее. Дальнейшее обсуждение этого сна, если оно целесообразно, может быть назначено на более позднюю дату.

Такова предположительная схема работы группы. Если члены ее достаточно «сработались», чтобы полностью доверять друг другу, можно работать по упрощенной схеме и в более доверительной обстановке.

При наблюдении за длительной работой группы и при посещении ее занятий вы убедитесь в том, как изумительно стимулирует психику к выработке нового материала сновидений такая слаженная работа.

 

Вход на сайт

Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024